«...Знаешь, октябрь пролетел так быстро! Время, длиною в месяц, но столько событий произошло.
Мы с Самией ездили в Турцию. Есть динамика, врачи говорят, ей лучше. Но важно понимать, что впереди ещё длительные курсы лечения. Нужны силы, упование и большое терпение. Пожалуйста, не переживай. Дочь похожа на тебя не только внешне, но и выдержкой. Даже если очень больно, молчит, сжимает пальцы в кулачок, сомкнет губы, не проронив ни слова. Ей так нравится посещать мечети: большие, красивые, с необыкновенной исламской архитектурой, уникальной акустикой внутри и золотыми куполами. Наши близкие, «тамошние», друзья в середине месяца выдали дочь замуж. Они вручили мне приглашение благородного изумрудного цвета, сделанное в крымскотатарском стиле. Оно было подписано «Сейран и Мумине». Было очень сложно сдержаться. Несколько совершенно разных чувств смешалось в тот момент. Меня тронуло то, что наше окружение верит всем сердцем в то, что освобождение может произойти в любой момент, совсем скоро.
К началу осени ряд украинских правозащитных организаций наметили пресс-тур по 10 крупным городам Украины в поддержку политзаключённых с инсталляцией «капканов». В октябре, в рамках данной акции, я побывала в Виннице и Чернигове. Люди встречали тепло, интересовались, разделяя наши проблемы. Очень много открыток и писем пишут вам, в том числе и дети. Представляешь, в Чернигове, узнав, что я там из публикации в социальной сети, буквально «прилетела» одна девушка, с которой мы лично незнакомы. Исключительно в фейсбуке. Со слезами на глазах она передала детям кроссовки, выскребла из кармана все деньги, собрала мне продукты в дорогу и передала в Крым слова солидарности. Я это запомню на всю жизнь, видимо.
Не верится, но уже прошло 2 года, как тебя нет дома, с нами. В годовщину ваших арестов в Киеве прошли мероприятия, встречи, пресс-конференция и своё логическое завершение имела акция с «капканами». Мы поехали с адвокатами, мамами, жёнами, отцом от семей второй бахчисарайской группы. Теперь у нас есть футболки с вашими фотографиями. Там встречалась со многими друзьями, коллегами. Было очень много новых знакомств. Все передавали тебе свои приветствия.
Отдельно хочу рассказать тебе о встрече с Эдем агъа. Ездила в «Феофанию» к нему. Встретил очень-очень тепло. Он - удивительный, сильный духом человек. Столько хорошего рассказал о тебе и других ребятах! Я слушала его истории о жизни в тюрьме. Казалось, он на свободе, но мысли ещё там, с вами. Я прочувствовала его любовь к вам, и даже глубокую тоску какую-то. Рассказывала ему, как мы с тобой познакомились в университете. Как смогла разглядеть в тебе, тогда ещё, лидерские качества и крепкий стержень. И как за эти годы в браке ни разу не разочаровалась. Наоборот, после его рассказов ещё больше горжусь и благодарю Господа за тебя.
Дети закончили первую четверть. Сейчас каникулы. Но они постоянно занимаются, изучают языки и чтение Корана. На прошлой неделе выехала по своим делам, звонит Салих и рассказывает, как он в ютубе посмотрел приготовление макарон с сосисками, и сам приготовил, накормив сестрёнок. Я несколько секунд находилась в пограничном состоянии, а потом засыпала его вопросами «а как же то? это? кипяток? безопасность?». На что он мне ответил после паузы: « Мам, ну все уже, я сделал, мы поели». Тем самым дав понять, что нет уже смысла это обсуждать. Вот так дети взрослеют, становясь все более самостоятельными и заботливыми друг о друге. Вся хвала Всевышнему.
У родителей все хорошо. Ещё один внук родился. Братишка назвал сыночка Билялом. Я долго плакала. Не видя его, уже полюбила. Три года назад Господь одного Биляла забрал, но теперь у нас есть другой Билял. Безмерно благодарю Творца за это.
Практически каждый день бегаю к своей «второй маме». Радуется вместе с мужем, говоря: «Донюшка пришла». Так хорошо, когда рядом есть такие люди. Это колоссальная поддержка для меня.
Твоего «односельчанина» и ещё двоих задерживали при возвращении с Ростова-на-Дону. Очень переживала. Но все обошлось. Официальные причины, мотивы неясны. Но мы понимаем все и без подтекста. Мирное сопротивление в Крыму продолжается. Все идёт своим чередом. Репрессии стали мощным объединяющим фактором. Все больше и больше людей присоединяются к защите нашего народа. Сопереживают и говорят, что будут делать все от них зависящее, чтобы вы все вышли на свободу.
На днях посетила друга нашей семьи. Ну, ту, которая меня и Сервера встречает с эксклюзивным блюдом на необычной сковородке. Ты же знаешь, как я ценю наши с ней душевные беседы. Она передала тебе большой привет.
Также была в гостях у моей преподавательницы студенческих времён и ее семьи. Это замечательные люди. Я не могу передать тебе, как с ними тепло и комфортно. Сестрёнка преподавательницы подарила мне книгу Гузель Яхиной о депортации, подписав ее столь трогательными словами и пожеланиями. Я обязательно ее прочитаю и расскажу тебе.
Кстати, твой друг в Киеве презентовал ресторан «Эски Къырым». Его, наверное, можно назвать культурным этноцентром крымских татар. Там сказочно красиво! Если бы ты увидел, то оценил по достоинству. Он организовал коллективный молебен. На нем собралось большое количество людей. Со многими увиделись, в приятной компании, атмосфере пообщались и провели время.
Вышла новая песня Халиба. О братстве, единомыслии, настоящей дружбе. Жаль, что ты ее ещё не слышал. Она бы тебе понравилась.
В Крыму значительно похолодало в эти дни. Говорят, что в некоторых регионах пошёл снежок. Я знаю, как бы ты хотел дотронуться до него и увидеть, как он тает на ладонях от тепла рук...
Адвокаты сказали, что в середине ноября начнутся судебные процессы по существу (над вами) в Ростове-на-Дону. Но мы вряд ли увидимся. Я же заявлена в качестве свидетеля обвинения. Соотвественно, пока не произведут допрос, в зал заседания не впустят и свидания не предоставят. Но ничего. Я не печалюсь. Мы с тобой прекрасно знаем ради Кого со смирением проходим все трудности и знаем, где будет самая Лучшая встреча...»
Облокотившись на спинку стула, внимательно перечитываю написанные строки. Перебираю мысли в голове: может, про дочь не надо было писать? Вдруг, огорчится. И вот эта частичка «бы» перед глаголами может причинить боль. Бумага ведь все «стерпит», но не человек...
Не верится, за 30 дней столько всего произошло в моей жизни. Мне хочется сказать - в нашей. Но она проходит в отрыве от него, будто бы мимо. И мне не по себе от того, сколько же событий, грустных и радостных, произошло за эти 2 года в моей судьбе, а в чьей-то за три, четыре, пять долгих лет...
Между волей и тюрьмой, между родным домом и долгой дорогой, между одиночеством и счастьем от мгновений встреч с любимыми, мы проходим наш тернистый путь испытаний. Но посредством всей ее горечи, сладостнее становится вера, чище - любовь, сильнее - единство...»

Мумине Салиева

Комментарии